RSS

Разъяснение законодательства Конституция Российской Федерации

06.12.2013

Распад Союза Советских Социалистических Республик, существенные изменения политической обстановки в стране, начало экономических реформ заложили необходимость принятия новой конституции для нового государства - Российской Федерации.

15 октября 1993 г. Президент подписал указ о проведении 12 декабря 1993 г. – в день выборов  в Федеральное Собрание РФ – всенародного голосования по Конституции России.

12 декабря 1993 г. был проведен первый в истории России конституционный референдум. День проведения референдума стал днем принятия новой конституции России.

Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Так, из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

По своей структуре и содержанию Конституция 1993 г.  близка к традиционным конституциям развитых демократических стран и состоит из преамбулы и двух разделов, включающих девять глав.

Глава 1 «Основы конституционного строя» юридически закрепляет конституционный статус государства, его сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.

Принципы организации государства закрепляются  в указанной главе в самой общей форме, они создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» определяет национальную систему основных фундаментальных прав и свобод.

В содержание Конституции 1993 г. включены новые для российских конституций права и свободы: право на жизнь, свободу въезда и выезда на территорию России, право на защиту чести и достоинства личности и др. Кроме того, в гл. 2 Конституции РФ включены новые обязанности граждан России. Например, обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Нововведением также является наличие гарантий прав и свобод человека и гражданина. В их числе: презумпция невиновности, охрана прав потерпевших от преступлений и злоупотребления властью и др.

Глава 3 «Федеративное устройство», определяет государственную целостность, единстве системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» по-новому определяет концепцию президентской власти в России. Анализ полномочий президента, его взаимоотношения с другими высшими органами государственной власти позволяют сделать вывод о том, что Президент, являясь главой государства, не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех других органов государственной власти.

Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации, формирования и деятельности парламента Российской Федерации.

На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

Законодательные органы олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы влияют на развитие Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создают условия для идеологического многообразия и многопартийности, определяют компетенции других государственных органов, способствуют развитию политической и правовой активности граждан. Они участвуют в обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, определении правового статуса ее субъектов.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации». Правительство РФ осуществляет наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судами государственную власть, действуя при этом самостоятельно, независимо, но в тесном взаимодействии с указанными органами.

Одной из основных задач Правительства является обеспечение согласованной  деятельности системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств. Правительство призвано организовывать  исполнение федеральных законов, систематический контроль за их соблюдением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

Глава 7 «Судебная власть»  определяет социальное назначение судов - обеспечение надлежащего правового режима во всех областях общественной жизни. По своим задачам суды - правоохранительные органы, и им принадлежит ведущее место среди других органов государства, деятельность которых направлена на укрепление законности и правопорядка.
Конституция РФ 1993 г. посвятила прокуратуре в главе «Судебная власть» статью  129. Однако это не должно давать повода рассматривать прокуратуру как один из органов судебной власти. Единственный субъект этой власти - суд. Из содержания Конституции также следует, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной власти.
При этом, прокуратура как никакой другой орган власти взаимодействует с иными властными органами, является необходимым балансом, уравновешивающим другие ветви власти, принимает меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы такие нарушения ни исходили. Это особенно актуально для нашей страны с ее обширной территорией, федеративным устройством, законодательством на уровне как государства, так и субъектов РФ, в условиях которой усиление прокурорского надзора представляется существенным фактором укрепления государственной целостности, эффективности защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.

Глава 8 «Местное самоуправление»  закрепляет модель местного самоуправления приближенную  к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института. Это означает, что Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели, и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» регламентирует особый порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем возможность внесения поправок и изменения Конституции с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.
Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 г. является одним из главных правовых достижений постсоветской эпохи, устанавливая и гарантируя такие ценности, как верховенство права, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека, демократическое федеративное, правовое и социальное государство, суверенитет.

Межрайонный прокурор
Н.Г. Батищев

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати