RSS

Соотношение мошенничества и незаконного предпринимательства

09.04.2014

В судебной практике возникает вопрос, как следует квалифицировать деяние, если лицо, осуществляя незаконную предпринимательскую деятельность, изготавливает и реализует фальсифицированные товары под видом подлинных, обманывая потребителей данной продукции относительно качества и иных характеристик товара, влияющих на его стоимость, посредством незаконного использования чужого товарного знака.

Мошенничество (ст. 159 УК РФ) – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) – это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

В связи с этим, Пленум Верховного Суда РФ во избежание судебных ошибок дал следующее разъяснение: «Если лицо осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность путем изготовления и реализации фальсифицированных товаров, например спиртосодержащих напитков, лекарств, под видом подлинных, обманывая потребителей данной продукции относительно качества и иных характеристик товара, влияющих на его стоимость, содеянное образует состав мошенничества и дополнительной квалификации по ст. 171 УК РФ не требует.

Основным критерием отграничения мошенничества от незаконного предпринимательства, если эти деяния сопряжены с незаконным использованием товарного знака, должен быть характер обмана.
Если лицо занимается незаконной предпринимательской деятельностью, изготавливает фальсифицированную продукцию, реализует ее, незаконно использует на ней чужой товарный знак, вводя тем самым потребителя в заблуждение, то такие действия должны быть квалифицированы по совокупности преступлений как мошенничество и незаконное использование товарного знака, если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

Квалификация не должна быть иной и в том случае, когда лицо реализует фальсифицированную продукцию, незаконно используя чужой товарный знак, но качество продаваемого товара не уступает качеству товаров с законно указанным производителем товарным знаком. Покупатель, приобретая вещь известной торговой марки, платит не только за качество, но и за лейбл, поскольку владение фирменными вещами демонстрирует окружающим соответствующий социальный статус владельца. Но и если товар приобретается исключительно для себя, то и в этом случае в качественные характеристики товара, влияющие на его рыночную стоимость, обязательно входит марка этого товара.

Исключением являются те случаи, когда заведомо для продавца контрафактного товара его покупатели осведомлены о том, что покупают подделку. При таких обстоятельствах обмана нет и содеянное должно при наличии к тому и иных оснований квалифицироваться как незаконное предпринимательство и незаконное использование товарного знака.

 

Межрайонный прокурор
Н.Г. Батищев

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати